Практическое применение - cистема автозапуска дизельной электростанции и бензинового генератора.
Главным предназначением автономных электростанций, которыми являются дизельные и бензиновые генераторы – это бесперебойное обеспечение электрической энергией. Как правило, отключение напряжения в сети происходит аварийно, неожиданно для потребителя, поэтому чтобы застраховаться от негативных последствий таких случаев устанавливается дизельная или бензиновая электростанция. Покупка этих генераторов стоит немалых средств, поэтому не стоит удивляться, что потратившись на их, потребитель оправданно ожидает, что они надежно и гарантированно обеспечат электричеством собственный дом, офис, больницу, магазин или любой другой резервируемый объект.
Однако нередки случаи, когда автономные электростанции закуплены и установлены, вы чувствуете себя защищенным от перебоев подачи электричества, и вдруг электроэнергия пропадает, а после возобновления ее подачи вся бытовая техника оказывается неработоспособной. Такая проблема достаточно распространена и обуславливается наличием ручной системы запуска электрогенераторов. Другими словами, чтобы переключить электропитания вашего объекта от стационарной (центральной) сети на автономный (резервный) источник, надо вручную (с помощью специальной ручки или шнура) запустить свою электростанцию. При этом, чтобы ее запустить, необходимо собраться, пройти к месту, где генератор установлен, проверить его состояние и завести. А если учесть тот факт, что электричество отключается, как правило, внезапно и в самый неподходящий момент, вы можете быть просто не готовы к такому событию. Например зимой, хозяина дома может быть не оказаться на месте – и как итог система отопления вышла из строя. Или ситуация с аварией на линии произошла летом ночью – холодильник разморозился и продукты в нем испортились. И даже если хозяин на месте, бежать по морозу, или ночью, чтобы заводить автономную электростанцию – удовольствие сомнительное.
Устройство автоматического включения резерва
Чтобы решить данную задачу существует, так называемое устройство автоматического включения резерва – АВР. Данный прибор позволяет выполнить пуск дизельного или бензинового генератора при отключении электропитания в центральной сети, без вмешательства человека, автоматически. Сразу, как только подача напряжения с центральной сети возобновляется, система АВР самостоятельно выключает двигатель генератора и подключает внутреннюю разводку к внешней электросети.
Система АВР
Сегодня, практически все автономные электростанции (дизельные и ли бензиновые) для комфортной работы оборудуются такой опцией, как устройство автоматического включения резерва – АВР.
Все автономные электростанции условно разделяются на:
• Источник постоянного электроснабжения – как правило, дизельные генераторы;
• Источник кратковременного (резервного или аварийного) электроснабжения – в основном бензиновые генераторы, реже дизельные.
Постоянно действующие электрогенераторы работают, как круглосуточно, так и определенное длительное время. На запуск они получают команду вручную, с имеющегося пульта управления от обслуживающего персонала.
Резервные электрические станции снабжают потребителя электроэнергией при отключении центрального электропитания. При этом, запуск резервных электрогенераторов производится системой АВР, которая:
• Контролирует параметры внешней электросети;
• Переключает нагрузку на автономный электрогенератор, или на центральную сеть (внешнюю), в зависимости от того, где имеется напряжение;
• Поддерживает в постоянном рабочем состоянии дизельный или бензиновый генератор, заряд в аккумуляторной батарее, исправность пульта управления;
• Не допускает одновременного подключения двух вводов.
Система автозапуска (АВР) электростанции имеет две части: внутреннюю и внешнюю.
1. Внешняя часть системы имеет вид электрического щита управления, и устанавливается отдельно от электрической станции.
Внешняя часть системы АВР служит для запуска генератора в случае, если внешнее электроснабжение исчезнет, а также его остановки при возобновлении центрального электроснабжения. Как правило, АВР состоит из двух контакторов, которые в зависимости от наличия или отсутствия внешнего напряжения переключаются. Обычно, этим переключением управляет вынесенный модуль, следящий за наличием централизованной сети, и когда она отсутствует или параметры напряжения выходят за установленные границы, запускает генераторную установку и переключает с помощью контакторов электропитание объекта с внешней электросети на генератор. Для качественной работы системы АВР и исключения ложных переключений, данное устройство обладает:
• временной задержкой на пуск генератора при исчезновении напряжения внешней сети;
• задержкой переключения контакторов коммутатора, чтобы запустить генератор и иметь возможность принять нагрузку;
• задержкой переключения электроснабжения с автономного электрогенератора на внешнюю сеть, и т.п.
2. Внутренняя часть монтируется непосредственно в электростанцию и осуществляет подзарядку аккумуляторной батареи и подогрев жидкости охлаждения.
Внутренняя часть системы АВР принимает сигналы с внешней части и дает команду на пуск электростанции. Внутренняя часть часто содержит подогреватель жидкости охлаждения и устройство подзарядки аккумуляторной батареи. Это оборудование предназначено, чтобы обеспечить возможность удачного запуска электростанции даже при условии низких температур и длительного ожидания.
Щит коммутатора системы АВР, не завися от месторасположения автономной (дизельной или бензиновой) электростанции, должен находиться в отапливаемом помещении с температурой внутри него не менее +5 °C, так как коммутатор нагрузки комплектуется микроконтроллерами, имеет жидкокристаллический дисплей и прочие элементы, эксплуатация которых при низкой температуре окружающей среды не желательна. Особенно вреден качественной работе системы АВР перепад температур.